21 февраля 2026, 12:00
Демография и её демоны
Правительство отказалось от планов увеличивать население Дальнего Востока. Миссия невыполнима?
Фото: Валентин ТРУХАНЕНКО
9 февраля правительство РФ приняло новую стратегию демографической политики Дальнего Востока — до 2030 года и на перспективу до 2036-го (действие прежней стратегии ограничивалось 2025 годом). «Главная цель — чтобы в регионах Дальнего Востока в ближайшие десять лет проживало не менее 7,86 миллиона человек», — заявил премьер Михаил Мишустин.
Документом предусмотрено множество мер, направленных на то, чтобы Дальний Восток не обезлюдел совсем, — льготы предпринимателям, мастер-планы городам, «дальневосточный демографический пакет» семьям и так далее (конкретный план мероприятий поручено разработать Минвостокразвитию за три предстоящих месяца). Глава правительства сообщил, что отток населения с Дальнего Востока уже снизился, а коэффициент рождаемости превысил среднероссийский. Дальше, очевидно, всё должно пойти ещё лучше и веселее.
Слова — правильные, предлагаемые шаги — конечно, нужные. И всё-таки известие о новой стратегии оставляет послевкусие безысходности, и вот почему.
До сих пор авторы концепций и стратегий, касающихся тающего населения Дальнего Востока, ставили заведомо невыполнимые задачи по росту числа дальневосточников. По жанру эти документы относились скорее к ненаучно-фантастическим бюрократическим утопиям и потому, конечно, проваливались, после чего о них все как бы забывали (по крайней мере, неизвестно, чтобы кто-то понёс ответственность за несбычу мечт). А столичные мечтатели принимались за сочинение новых планов.
Взять хотя бы предыдущую концепцию демографической политики Дальнего Востока, принятую в 2017 году и рассчитанную до 2025-го. Этот документ предполагал, что к 2020 году число дальневосточников стабилизируется на уровне 8,3 млн человек, а к 2025-му вырастет до 8,6 млн. На деле вместо 300-тысячного плюса мы получили сопоставимый (и даже больший) минус…
Начиная с 1860-х численность дальневосточников постоянно росла — что при царях, что при Советах. Людей сюда привлекали то земля, то длинный рубль (серьёзное уменьшение фиксировалось только в военном 1914 году и в военном же 1941-м, когда мужчины ушли на фронт). В пиковом и переломном 1991 году была взята 8-миллионная планка — и это без учёта Забайкалья и Бурятии, тогда относившихся к Сибири. Если же взять Дальний Восток в сегодняшних границах, то в 1991 году на территории нынешних 11 субъектов ДВФО жило 10,4 млн человек.
С 1992 года началось сокращение: уехавшие, умершие, не родившиеся… В 2018 году дальневосточников стало больше на целых два миллиона, но только потому, что в состав ДВФО включили Бурятию и Забайкальский край. Всего за постсоветские годы население Дальнего Востока (взятого в нынешних границах) уменьшилось на 2,5 млн человек. Иначе говоря, мы лишились целого Приморья, исчез каждый четвёртый — как в Белоруссии в годы Великой Отечественной. Сокращение продолжается, пусть не такими темпами, как в штормовых девяностых. Если ещё в 2019 году дальневосточников насчитывалось почти 8,2 млн, то в 2025-м — лишь 7,86.
То есть ровно столько, сколько указано в новой стратегии. Выходит, её авторы посмотрели на вещи реальнее и поняли: увеличить население не удастся. Сохранить бы то, что есть («Стратегия нацелена на достижение демографической устойчивости на Дальнем Востоке»), а о росте никто уже и не мечтает.
Но беда в том, что чудес не бывает. А потому и новая стратегия, внешне кажущаяся более реалистичной, на самом деле тоже фантастична. При имеющихся тенденциях обеспечить эту самую устойчивость не удастся, а значит, сокращение продолжится. В Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики до 2036 года, принятой правительством РФ весной 2025 года, отмечалось: с 2016 года в нашей стране наблюдается естественная убыль населения. По прогнозу Росстата, к 2030 году население РФ сократится до 143,3 млн человек, а к 2036-му — до 140,7 млн (без учёта ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсонской области). То есть и в целом по стране обстановка невесёлая. Но на Дальнем Востоке всё куда острее. Независимые эксперты — как, например, кандидат экономических наук Юрий Авдеев из Тихоокеанского института географии ДВО РАН, доктор экономических наук и представитель Якутии в Госдуме Федот Тумусов, — на всех круглых столах говорят о том, что мы уже стоим на грани демографической катастрофы…
Готов держать пари, что и эта концепция выполнена не будет. Причём буду искренне рад проиграть.