21 мая 2025, 12:32
На газоне особого внимания
Почему спортивные площадки так быстро разрушаются

Попался мне на днях пост про спорт. Суть его сводилась к тому, что на пришкольном стадионе, куда совсем недавно пускали чуть ли не по заявлению через директора школы, теперь творится что попало. Тут же уроки физкультуры, тут же местная аристократия с бутылками тёмного стекла, которой ни школьные правила, ни окрики охраны не указ.
Охрана, кстати, прекратить распитие на спортивном объекте на территории школы не смогла. Поругались да разошлись. И я бы тоже не знала, как выгнать людей, которым явно там не место, опасаясь, что можно той же бутылкой по голове получить. Картина безрадостная, но не уникальная.
В последние годы мы все видели, как стадионы на территории Владивостока преображались: с них снимали старый изъеденный бутсовой молью искусственный газон, взамен укладывали новый, а потом закрывали их под замок, чтобы ничего не попортили раньше времени. Чувствовали, что так и будет.
Надо сказать, что даже стадионы, недавно получившие много денег на ремонт, продержались недолго. Не могу сказать про весь Владивосток, но впечатления в своём районе имеются. Из двух крупных и относительно недавно реконструированных площадок одна попроще, там и уроки физкультуры, и спортивные секции, футбол, волейбол и даже ушу. Но вместе всем тесновато, а на трибунах — молодёжь с чем-то в непрозрачных пакетах. Не знаю, там спортивные термосы, наверное, вместе с носками, запечатанные, чтобы не выпускать далеко спортивный дух.
В 15 минутах ходьбы — другая площадка, большая, хорошая. Была. Несколько лет назад её торжественно воскрешали бизнесмены, нормально так вложились, сделали на территории отдельные зоны для футбола, волейбола, большую баскетбольную площадку и две поменьше для игры 3 х 3. Все так радовались, что теперь надеждам нашего спорта будет, куда ходить. Так вот, заглянув туда на днях, я поняла, что с надеждой у нас тоже туго. Либо культуру теряем, либо просто не умеем хранить то, что сами не создали.
Смотрите сами. Из четырёх баскетбольных колец два были свёрнуты перпендикулярно земле, я даже не знаю, под какой вид спорта. У свободного кольца девчушки лет 14 играли в волейбол, но хоть не пили из пакетов, уже хорошо. Рядом мялись мальчишки с баскетбольными мячами, стесняясь попросить дам постарше отойти на соседнюю площадку, раз уж кольцо для волейбола им не нужно. Закончилось тем, что пришли совсем взрослые дяди и разогнали всех, чтобы поиграть по-настоящему.
Ближайшая хорошая баскетбольная площадка нашлась рядом с новым жилым комплексом. Вход на неё перекрыт забором. Попасть внутрь можно только с чипом, естественно, купив квартиру за 12 миллионов. Я столько не зарабатываю. Этим, кстати, многие девелоперы сейчас завлекают. Есть такой рекламный ролик, когда мальчик пытается потренироваться забивать шайбу в ворота, но его с площадки выпроваживают взрослые дяди. «Никто не будет тебе говорить, где тренироваться», — манит рекламный призыв, и там ещё идеальный крытый каток, никем не занятый, и название элитного дома.
Я даже не могу на самом деле сказать, что меня так злит. Как будто, с одной стороны, не берегут, а с другой — не следят за порядком. Или следят, но формально. Или дело в том, что, раз нам кто-то это дал и оно вроде как ничего не стоит, потом попросим и ещё дадут?
Разумеется, жизненная сила настоящего спортсмена такова, что он, как травинка через бетон, прорастает и тренироваться может хоть где. Хоть на бетоне в носках. Недавно знакомая рассказывала, как в селе, куда они с мужем ездили на лыжную гонку, местные дети выходили на заезд в ботинках, примотанных к лыжам скотчем. Те, у кого только ботинки за 40 тысяч, гонку не выиграли.
И всё-таки отрадно, что и те и другие приходят на спортивные площадки, чтобы заниматься. Таких пока больше. Если приглядеться, на тех же стадионах, где алкаши и где дыры в сетках, абсолютное большинство детей всё-таки играет. Гоняют мяч, бегают, прыгают, живут, как и должны активные мальчишки и девчонки. Остальных отказываюсь считать вариантом нормы. Они и заметны-то только потому, что разрушения видно сразу.
Думая о тех, кто всё портит, вспоминаю эпизод, как-то подсмотренный в сквере на Давыдова. «Папа, ты зачем сигарету на траву бросил? Ты же мне сам говорил, что мусорить плохо и нельзя?» — спросила девочка. «Молодец, главное, что ты знаешь, что так нельзя», — ответил папа и спокойно пошёл дальше.