22 мая 2025, 00:01
Рыба покидает насиженные места
Настало время измерить: как часто мы питаемся дарами моря

В супермаркетах Владивостока встретилась жареная корюшка поштучно и распотрошённый копчёный окунь с подачей «для мужской компании» всего за 19 руб. за 100 г. Надо ли говорить, что такой товар сметается за несколько часов. Важные продукты стола дальневосточников — рыба и морепродукты — с каждым днём становятся недоступнее.
Достаточно обратить внимание на рефрижераторы в магазинах, где ждут своих покупателей палтус, треска, не-кошачий-а-давно-деликатесный-минтай, макрурус и дорада. Ждут долго — это видно по нескольким слоям льда внутри упаковок. Цены обескураживают, особенно на лососёвые — кету, форель, сёмгу, нерку. Один стейк — от 600 рублей.
Самые экономичные варианты купить чего-нибудь из рыбного на ужин, чтобы не готовить: жареные кольца кальмара в кляре, запечённая селёдка, похожая на кувалду навага. Скромный кусок палтуса в отделе кулинарии тянет под 500 рублей.
Не лучше ситуация на консервных ложах, где сайра давно переплюнула сардину иваси и всех остальных. Более-менее приемлемая стоимость — у большекаменской горбуши.
Да, на том же Спортивном рынке, коллега Евгений Иваныч не даст соврать, — и ассортимент шире, и цены ниже, но там тоже особо не разгуляешься. Да и не всегда есть время туда выбраться.
Заметил, что рыбы становится в домашнем рационе всё меньше, дети про неё уже и не спрашивают. Старшего, курсанта, «закормили» треской в бурсе. Младшая дочь ходит в детский сад, где, если верить меню, рыбу подают раз в неделю на один из ужинов. Средняя, школьница, кроме салата «Цезарь», ничего не признаёт, хотя от зажаристой камбалы никогда не откажется. При всём уважении к папоротнику и мёду в школах не помешали бы дополнительные «рыбные четверги».
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) время от времени проводит замеры потребления рыбы населением страны. Да, морепродукты и рыба из года в год востребованы, но фиксируется снижение частоты покупок. К примеру, если в 2018-м доля ежемесячных покупателей рыбы и рыбной продукции достигала 81 %, то в 2023-м данный показатель составлял 75 %. В 2025-м, уверен, статистика будет ещё хуже. Покупать рыбу «не реже одного раза в месяц» для страны становится нормой.
По итогам одного из исследований точно подметила ситуацию газета «Коммерсантъ»: «Пока передовики рыбного дела впечатляют неискушённую публику цифрами [рекордных выловов], граждане продолжают всё меньше есть рыбы и морепродукты. За десять лет на 27 % — такой спад потребления рыбы фиксируют аналитики Рыбного союза.
Сотни публикаций посвящено «рыбной арифметике». О том, что добытчикам нет времени возиться с рыбопродукцией на берегу. Что за рубеж отправлять товар выгоднее, чем отдавать его стеснённому в средствах отечественному потребителю. Плюс климат меняется, и корюшка с навагой обходят приморские заливы стороной…
Сложно представить, как изменил бы экономический расклад долгожданный рыбный рынок, появись он завтра в районе Корабельной набережной. Наверное, потенциальные инвесторы уже подсчитали и прикинули, что вряд ли они заработают на дарах моря столько, сколько казиношники Тавайзы на своих фишках и картах.
В 2000-х тогдашний вице-губернатор края Фёдор Новиков на одной из пресс-конференций с гордостью обронил, что он лично съедает 40 кг рыбы и хорошо бы обеспечить такой показатель по всему Приморью. Не могу вспомнить, какой он период обозначил — за год ли он съедал, за месяц или день, но цифра всех впечатлила. Рыба была в моде, о ней говорили, благо, и властители приморские всегда, как правило, связаны с рыбодобычей или рыбообработкой.
В 2018-м с социальной инициативой выступил губернатор Олег Кожемяко. По программе «Приморская рыба» те же пенсионеры могли приобрести навагу, сельдь, камбалу и кальмар по доступным ценам благодаря минимальным торговым надбавкам. Так появились отдельные лотки с яркими обозначениями. Семь лет спустя такие прилавки встречаются всё реже…
Что для пенсионеров, что для нас, людей, жёстко воспитанных в детстве на рыбьем жире и олюторской развесной селёдке, наступили непростые времена. А вот для молодого поколения, обделённого витаминами и омега-кислотами, — и подавно. Надо что-то предпринимать!